Программа клуба "Хочу все знать"

                        Клубная  работа по интересам
как одно из направлений дополнительного образования

/ Работа клуба по интересам «Хочу всё знать», проект факультативного курса «Мир вокруг нас»/
Семивеличенко Е.О. учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Арктическая гимназия» МО «Булунский улус»  (район)   Республики Саха (Якутия)
                                              

                                         Работа клуба «Хочу всё знать»

        Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооружённый знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, актуальностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

       Клубная работа входит в систему дополнительного образования. Рабочий план предусматривает 3 часа в неделю. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам,  предметным турнирам, групповая работа,  подготовка к научным чтениям, исследовательская работа (планируется в 4 классе). Основная задача работы клуба – содействие удовлетворению детской любознательности.
        Нужно помочь учащимся увидеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития. На заседаниях клуба я стараюсь создавать творческую атмосферу, поддерживать интерес к выполняемой работе, поощрять творческие проявления учащихся, стремление к поиску.
         Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать их и направлять.
          Исследование  должно быть посильным, интересным и полезным.

     Программа работы клубы включает в себя 4 направления: математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир. Работа в клубе ведётся с учениками данного класса. Постоянные члены клуба ученики класса – 7 – 8 человек.

     Вести занятия в клубе я начала с октября 2006 года (2 класс). На заседания стали приходить дети, изъявившие желание заниматься дополнительно после уроков. Были изучены потребности детей, их интересы, проведено анкетирование. Заседания проводятся 3 раза в неделю: 1. «Родная речь»- русский язык, литературное чтение;
                                                 2. «Мир вокруг нас» - окружающий мир;
                                                 3. «Математик» - математика.
    Занятия клуба проводятся во вторую смену.
    В 2006 – 2007 учебном году провели математический марафон, конкурс загадок.
    В новом учебном году были внесены изменения в планировании работы клуба, ребятам предложила самим выбрать основные темы заседаний и направления работы. Больше всего тем предложено по математике и окружающему миру. Состав членов клуба остался прежним.
     В 2007-2008 учебном году ребята приняли участие в игре – конкурсе «Русский медвежонок – 2007», (14 человек), в интеллектуальном марафоне гимназии (14 человек).
На заседание по теме «Мой город на карте» дети самостоятельно по группам подготовили сообщения о п. Тикси и г. Якутске. Запланирована неделя русского языка и литературного чтения, неделя математики и неделя экологии и природоведения «Знатоки природы».

          В данной работе представляю проект программы факультативного курса «Мир вокруг нас» 3 класс. Основные направления курса – экология, изучение родного края. Занятия проходят 1 час в неделю в рамках клуба «Хочу всё знать».

       Угроза экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологии в общественном сознании обусловливает необходимость экологического воспитания юного поколения.
        Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием у современных подростков культуры взаимодействия с окружающей средой, которая, как показывает жизнь, у большинства из них находится на достаточно низком уровне:
- полезные эмпирические наблюдения нередко сосуществуют с потребительским, безграмотным отношением к природе;
- знания о необходимости охраны окружающей среды зачастую соседствуют с отчуждённостью от неё из-за разрастающейся урбанизацией и губительных её последствий;
- общая информированность учащихся об экологических бедствиях сочетается с пренебрежением элементарными правилами безопасного поведения.
        Всё это свидетельство того, что в экологическом воспитании школьников нет системности, всесторонности и оно не может обеспечить достижение конечной цели – воспитание человека, ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего своё место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами. В данном проекте экологическое воспитание представлено как целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребёнка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром. Основу воспитательных технологий составляют такие духовно-нравственные ценности, как Добро, Созидание и Самоограничение.
         Предлагаемые воспитательные технологии выполняют познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого они предназначены (младшим школьникам), призваны помочь увязать экологические знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.

Проект факультативного курса «Мир вокруг нас»

1.   Пояснительная записка.
             Стратегия народного образования направлена не только на то, чтобы дать человеку определённый образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но также создать условия для духовного становления личности и обеспечить возможность культурной и конфессиональной самоидентификации, гарантирующей сохранение и восстановление преемственных связей между поколениями.
            «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г « 1756 –р) определяет воспитание как «первостепенный приоритет в образовании». Воспитание, говорится в этом документе, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – «формирование у школьников гражданской ответственности …, духовности и культуры…»
               Духовное, нравственное, патриотическое просвещение – одна из задач российского образования. Именно нравственность служит крепким основанием общественного и государственного благополучия. Будущее России,  её народа во многом зависит от духовно-нравственного состояния общества, и в первую очередь от молодёжи, от её доброты, честности и справедливости.
           Так же одной из важнейших целей образования является подготовка современной молодёжи к выбору профессиональной деятельности и самореализации личности. Первостепенное значение принадлежит ориентации школьников на жизненно-ценностное и профессиональное самоопределение, что способствует личностной и профессиональной реализации.

        Данный курс имеет духовно-нравственную направленность и рассчитан на 34 учебных часа, предлагает новые для учащихся знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов, предназначен для учащихся начальных классов.
         Курс является интегрированным, так как в нём перекрещиваются предметы экология, биология, литература, этика, религия.

1.1. Цели курса: воспитание духовно-нравственной личности; привитие навыков здорового образа жизни; расширение  экологических знаний; повышение  культуры взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной; 


1.2. Задачи курса:
- формирование представлений о взаимосвязях экологической, биологической, социальной и духовно-нравственной сторонах науки и жизни;
-   теоретическая и практическая направленность курса, призвана способствовать учащимися, реализовать познавательный интерес к окружающему миру, своему здоровью и здоровью окружающих.

             Курс предусматривает изучение теоретических основ с элементами практической деятельности, в ходе чего происходит целенаправленное формирование действий: фиксации основного материала по теме, выбор проблемы для более детального изучения, формулировка целей и задач, анализ литературы, исследовательская деятельность с последующим предоставлением результатов. Всё это должно способствовать раскрытию духовных, творческих дарований учащихся.
      Учебные занятия по курсу проводятся в виде –бесед, конкурсов, игр, викторин, экскурсий. Они предполагают:

- изучение основной и дополнительной литературы;
- составление обзоров и информационных справок;
- экскурсий;
- обсуждение проблем;
- просмотр фильмов и мульфильмов;

1.3. Ожидаемый результат изучения курса. Данный проект призван способствовать повышению образовательного уровня учащихся, развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности. У учащихся должны быть сформированы представления о взаимосвязях экологической, природоведческой, биологической, социально и морально-нравственной сторонах науки и жизни.

1.4. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся


Учащиеся должны знать:
- что такое экология;
- цели, задачи, историю становления и развития науки;
- основные проблемы экологии на современном этапе развития науки и общества;
- морально-нравственные, социальные и правовые аспекты экологических проблем.

Учащиеся должны уметь:
- определять значимость экологических проблем;
- характеризовать и анализировать экологические проблемы;
- работать с различными источниками информации;
- высказывать собственные суждения по проблеме;
- изучать и анализировать мнения других людей по проблемам экологии.
У учащихся должны быть сформированы следующие навыки:
- самоанализ;
- самоорганизация;
- самоконтроль;
- самооценка;
- самокоррекция и регуляция.

2. Основные понятия курса
 Биоэтика                                                        Нравственность
 Гуманность                                                   Образ жизни
 Грех                                                               Разум
Добро                                                             Родина
Дом                                                                 Семья
Духовность                                                    Смерть
Душа                                                              Смирение
Жертва                                                           Страдание
Жизнь                                                            Терпение
Зло                                                                  Человеколюбие
Информированное согласие                         Экология
Клонирование                                                 Этика
Любовь к ближнему                                      Эстетика   
Мир                                                                      
Милосердие
Мораль

3. Тематическое планирование курса

                         Тема учебного занятия  Кол-во
часов                                 Форма обучения
1 Раздел 1. Введение. Экология; понятие, связь с биологией, экономикой. Экология как наука, цели, задачи, значение. 1 Беседе-лекция. Игра.
2 Что такое природа и как люди её используют 1 Беседа. Викторина.
3 Как люди узнали о природе и жизни на Земле 1 Беседа. Работа с доп.лит.
4 Что представляет собой Земля 1 Беседа. Викторина. Чтение статей.
5 Как люди составляли план-карту местности, на которой они жили. 1 Беседа, творческая работа.
6 Поверхность Земли и её изображение на карте. 1 Беседа, работа с картой.
7 Как животные распределяются по территории нашей страны 1 Беседа, работа со справочной литературой.
8 Животные Севера (черты приспособленности, условия жизни этих животных); 1 Работа со справочной литературой.
9 Игра «Знатоки природы» 1 Тестовая работа. Викторина.
10 Раздел 2. Моя Родина.  Любимый уголок родного края. «Родина бывает разная, но у всех она одна».
Рассказы Ушинского К.Д., Толстого Л.Н. 1 Творческая работа – изготовление книжек - малышек
11 Москва – столица нашей Родины. 1 Заочное путешествие
12 Город Якутск – столица Республики Саха (Якутии). Карта республики. 1 Заочное путешествие. Работа с картой.
13 Крупные населённые пункты Республики – города Нерюнгри,  Мирный,  Алдан, Олёкминск.  1 Беседа, работа с картой, сообщения детей о городах.
14 Населённые пункты Булунского улуса (района) 1 Работа с картой, беседа.
15 Дом. Семья. Родственники. 1 Беседа. Творческая работа.
16 Раздел 3. Символы государства. Государственные символы России. Герб. 1 Беседа. Творческая работа.
17 Флаг государства. История. 1 Беседа, игра.
18 Гимн государства.. Флаги, гербы других стран.  1 Викторина
19 Раздел 4. Крайний Север. Жизнь в заполярье. 1 Беседа
20 В тундре. Растительный и животный мир. Природа. 1 Беседа. Фильм и тундре.
21 Занятия жителей тундры. 1 Беседа.
22 Игра «Знатоки природы» 1 Викторина.
23 Раздел 5. Природа в литературе. В.Бианки. Лесная газета.
Развивающая игра «экология в филологии» 1 Работа с книгой по группам. Поиск нужной статьи.
24 «Там где пророс вопрос, там зреет мудрость». Сказки и рассказы в названии которых содержится вопрос. «Чей нос лучше?», «Кто чем поёт?» и т.д. Просмотр мультфильмов. 1 Работа с книгой, текстами.
25 Литературный сундучок. Игра по произведениям литературы. Журнал «АБВГ Дейка» 1 Творческая работа.
26 Пословицы, поговорки, загадки о природе. Народные приметы. Знакомство с понятием фенология. 1 Беседа, работа со словарём.
27 Это интересно. Факты, информация из журналов, газет. Обмен информацией. Выступления. 1 Обмен информацией, выступления в клубе.
28 Игра «Знатоки природы» 1 КВН
29 Раздел 6. Природа весной.  (Примеры по наблюдениям, пословицы, загадки, заклички, народный календарь). «Это интересно», «Это надо знать». 1 Беседа, наблюдения, работа с доп. лит.
30 Экскурсия. Наблюдения за природой. Какой  снег тает быстрее: чистый или грязный? 1 Экскурсия.
31 Семена путешественники. Растения весной. Насекомые и птицы весной.  1 Работа со справочной литературой.
32 Экскурсия в «Усть – Ленский» заповедник. 1 
33 Игра «Знатоки природы» 1 Викторина.
34 Последнее заседание. Подведение итогов. Планирование исследовательской работы на следующий год. Определение основных тем заседаний. 1 Обмен мнениями, беседа.


4. Содержание программы курса.
4.1.      Теоретическая часть.
       Введение. Экология, понятие, связь с другими естественными науками. Экология как наука, цели, задачи, значение. Фенология.  История становления и развития науки. Экология в России. Основные экологические проблемы района, края. Моя Родина. Основные понятия дом, родной очаг, семья, малая родина, столица нашей Родины, столица республики, главный населённый пункт района. Государственные символы – герб, флаг, гимн. История флага, герба, создания гимна. Крайний Север. Заполярье, тундра, оленеводство, рыболовство, занятость жителей крайнего севера. Природа в литературе. Поэты и писатели о природе. Народные приметы, поговорки, пословицы. Сказки. Природа весной. Приход весны. Наблюдения за природой. Растения и животные весной.

 

4.2. Практическая часть.
1. Экология. Просмотр и анализ фильма об исчезающих животных.
2. Экологические задачи. Обсуждение проблемы.
3. Урок – игра «Нужны ли нам болота и лягушки?»
4. Проведение исследовательских работ по следующим темам: / 4 класс/
- фенологические наблюдения за природой;
- прилёт и отлет птиц по наблюдениям за животным миром; /встреча с работниками охраны природы/.

Сроки работы над проектом: предположительно 3 – 4 года.

         Данный проект программы факультативного курса «Мир вокруг нас» требует большой доработки, анализа и корректировки. В конце учебного года будут подведены итоги и сделаны выводы. Возможно, будет изменены или дополнены разделы, содержание, особенно практическая часть. Также, по итогам 3 года обучения нужно составить тематическое планирование на 4 год обучения. Наладить работу с социальными партнёрами – детская  районная библиотека, Комитет по охране природы, «Усть – Ленский» заповедник.
             Клубная работа - это работа большей частью по интересам, поэтому нужно учитывать мнения членов клуба, их пожелания. И с учётом этих пожеланий составить планирование других разделов работы клуба «Родная речь» и «Математик».

Литература

 «Мир вокруг нас»
1. Пшеницына Н.А. Времена года. Песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе. 1-4 классы. Владос. 2004 г
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов о растениях и животных. Академия развития. Ярославль. 1998
3. Общеевропейская Стратегия Сохранения Биоразнообразия: Пособие для детей и министров. Москва. 1998
4. Зубкова Т.Н. Природоведение для всех. Творческий центр. Москва 2001
5. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа Земли. «Учитель» 2003
6. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. «Учитель» 2003
7. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. «Учитель» 2003
8. Беккер И.Л. Времена года. Книга юного фенолога. «Творческий центр». Москва 2001
9. Школьный экологический календарь. Под редакцией Н.С.Дежниковой. Москва «Просвещение» 2003
10. Грибов П.Д. Как человек исследует, изучает природу. 2 – 3 классы. «Учитель» Волгоград 2002
11. Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. «Лист» Москва. 1999
12. Составитель Шепелева Т.В. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. «Учитель» Волгоград 2003
13. Голованова М.П. Шергин В.С. Государственные символы России. «Росмэн-ПРЕСС», 2003
14. Времена года. Стихи и рассказы о природе, загадки. «Детская литература» Москва
2000
15. Соловьёва Т.И., Рогалева Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир».                «Вако» 2006
16. Экология в филологии. Обучающая игра.
17. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Игры, викторины, конкурсы в начальной школе. 1 – 4 классы «МарТ» 2004


«Родная речь»
1. Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе. АЙРИС ПРЕСС Москва 2005
2. Сухин И.Г. Литературные кроссворды  для младших школьников. «Новая школа» 1998
3. Сухин И.Г. Литературные викторины, тесты, загадки   для младших школьников. «Новая школа» 1998
4. Сухин И.Г.  Хоббиты, Добывайки, Гномы и прочие. Литературные викторины, тесты, загадки   для младших школьников. «Новая школа» 1994
5. Ярославцева С.В. Работа над словарными словами в начальной школе: методическое пособие. АЙРИС ПРЕСС   Москва 2004
6. Белицкая Н.Г. , Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2- 4 классы. АЙРИС ПРЕСС  Москва  2005
7. Составитель Дьячкова Г.Т. Олимпиадные задания. Начальная школа. Русский язык. 3-4 классы. Волгоград «Учитель» 2006
8. Белорусец С. Игрослов. Русский язык: строгие правила в занимательной форме. «Учебная литература» 2003
9. Тикунова Л.И. Корепанова М.Н. Учитесь грамотно писать.  1 класс. Часть 1. 2006
10. Тикунова Л.И. Корепанова М.Н. Учитесь грамотно писать.  3 класс. Часть 1. Часть 2. 2006
11. Тикунова Л.И. Корепанова М.Н. Учитесь грамотно писать.  4 класс. Часть 1. Часть 2. 2006
12. Тикунова Л.И. Корепанова М.Н. Учимся писать изложение и сочинение. 2 класс. Часть 1. Часть 2. 2006
13. Тикунова Л.И. Корепанова М.Н. Учимся писать изложение и сочинение. 3 класс. Часть 1. Часть 2. 2006

 

«Математик»
1. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. «Просвещение» 1975
2. Составитель Дьячкова Г.Т. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград «Учитель» 2007
3. Беденко М.В. математика. Учимся в школе и дома. «Ну, очень …задачник!» МЦНМО Москва 1999
4. Моро М.И. С.И.Волкова Для тех, кто любит математику. 3 класс. «Просвещение» Москва 2005


 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»